ЛИЦА ГУБЕРНИИ

История

Территория нынешней Самарской области вошла в состав России в середине XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московскому царству. ВXVII—XVIII веках территория Среднего Поволжья заселялась переселенцами из других районов страны и иностранцами (см. Немцы Поволжья). С середины XIX века территория испытывает экономический подъем, Самара становится одним из важных центров внутрироссийского рынка зерна, что привело к развитию торговли и промышленности в городе. С1851 года Самара — центр одноименной губернии.

В ходе Октябрьской революции и Гражданской войны население Самарской губернии выступило против политики большевиков (см. Чапанная война). В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев и носила это название до 1990 года. Индустриализация первых пятилеток не обошла стороной Куйбышевскую область — в городе Чапаевск на базе дореволюционного военного завода началось создание группы предприятий, производивших взрывчатые и отравляющие вещества и боеприпасы, в области появился ряд других оборонных предприятий. В конце 1930-х годов силами заключенных ГУЛАГа началось сооружение Куйбышевского гидроузла, которое было прекращено в связи с обнаружением месторождений нефти.

В годы войны область стала одним из центров оборонной промышленности страны — в 1941 году был запущен НПЗ в Сызрани, обеспечивавший армию горючим, в Куйбышев изМосквы и Воронежа были эвакуированы авиационные заводы, наладившие выпуск штурмовиков «Ил-2». В 1942 через Сызрань прошла т. н. Волжская рокада — железная дорога, использовавшаяся для снабжения советских войск в ходе Сталинградской битвы. В 1941—1943 в Куйбышеве размещались дипломатические миссии иностранных государств, в1941 году существовали планы переноса столицы СССР в Куйбышев в случае захвата немецкими войсками Москвы.

В 1950—1960-х годах область была одним из ведущих центров нефтедобычи в СССР, в 1945—1951 для переработки нефти были построены Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ. Параллельно было возобновлено строительство Жигулевской ГЭС, которая была запущена в 1955 году. В связи со строительством ГЭС был затоплен город Ставрополь, и отстроен на новом месте, позднее он получил имя — Тольятти. В дальнейшем созданная во время сооружения ГЭС строительная база использовалась для создания в Тольяттисерии других промышленных предприятий — завода минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завода синтетического каучука «Тольяттикаучук» (1964—1966), Волжского автозавода (1970), а также крупнейшего в стране и мире производителя аммиака комбината «ТольяттиАзот» (1979).

В областном центре в эти же годы было расширено авиационное производство и начат выпуск самого массового советского пассажирского среднемагистрального самолета «Ту-154», выполнялись заказы в рамках советской ракетно-космической программы («Прогресс»). Резко выросшая потребность в квалифицированном инженерном персонале привела к развитию в области высшего образования, в основном технического профиля. В то же время бурный рост промышленности и приток большого числа молодого населения из других регионов страны (в 1939—1990 гг. население области выросло более чем вдвое) создал большую нагрузку на социальную инфраструктуру, которая развивалась намного медленнее. Например, население Самары уже в конце 1960-х годов превысило 1 млн жителей и по советским стандартам город получил право претендовать на метро, однакоСамарский метрополитен был открыт только в 1987. В Тольятти, население которого в конце 1980-х превышало 600 тыс. жителей, высшее образование было представлено только Политехническим институтом, хотя промышленное развитие города к этому времени фактически закончилось.

В постсоветский период Самарская область благодаря накопленному экономическому потенциалу и сформировавшимся местным элитам стала одним из экономических и политических субцентров страны, в крупнейших городах области (Самаре и Тольятти) начала активно развиваться сфера услуг. С середины 2000-х годов уровень экономической и политической самостоятельности региона сильно сократился.

Население

Численность

Область с населением 3167,2 тыс человек (июль 2010) занимает по этому показателю 2-е место в Поволжье и 12-е в России. По плотности населения (59,7 чел. км²) это 10-й регион в России (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга), а по уровню урбанизации (удельный вес городского населения — 80,3 %) — 11-е место (без учёта автономных округов). По этим двум показателям область лидирует в Поволжье.

Положительный миграционный прирост остается единственным элементом, частично замещающим естественную убыль населения. Он формируется за счет межрегиональной миграции внутри России и миграции со странами ближнего зарубежья. Значительная часть (46,5 %) миграционного прироста между областью и странами СНГ и Балтии приходится на Казахстан (290 человек) и Узбекистан (627 человек).

Пика количества населения область достигла в 1996-м году, численность населения тогда составила 3.306.798, суммарный прирост населения на период с 1990-го года до 1996 года составил 70.428 человек. За период депопуляции с 1997-го до 2010-го года суммарная убыль населения составила 135 564 человек. В 2008—2010 депопуляция продолжилась, но заметно снизились её темпы.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz